Штурманское дело для начинающих.
Часть вторая Елена
Маришкина
Итак, продолжим запугивание и
террор ;)
ЧТО считать, ЗАЧЕМ считать, КАК считать, штурману и, главное, КАК по этим
расчетам двигаться экипажу при различном "материально-техническом
оснащении".
Вы хотите "только попробовать", еще не совсем
уверены нужно ли вам это все и не хотите вкладывать средства семейного бюджета
в различные "спортивные" и "околоспортивные" приборы,
элементы конструкции автомобиля и предметы, составляющие набор фетишей
уважающего себя раллиста 3-ей категории ;)))))))).
Итак, рассмотрим минимальную конфигурацию. Она же - самая сложная для
осуществления вычислений.
Это
означает, что из приборов у вас ШТАТНЫЙ ОДОМЕТР; ЭЛЕКТРОНЫЫЕ ЧАСЫ, показывающие
"часы, минуты, секунды", которые сделаны в подпольных мастерских
Гонконга и куплены в ближайшем ларьке "Пиво-Соки" за 20 руб.,
СЕКУНДОМЕР и НЕПРОГРАММИРУЕМЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР, одолженный у
милой бухгалтерши на работе. (Как уже говорилось, это самый тяжелый вариант,
но, надо заметить, что когда-то он был единственно возможным).
Научившись ездить с ЭТИМ набором вычислительно-измерительной техники, вы
сможете со слезой благодарности оценить пользу, принесенную человечеству развитием
и продвижением научно-технического прогресса в массы ;)))) и, главное, поймете что к чему на всю оставшуюся жизнь ;))).
Настраивайтесь на одновременное решение многозначных задач.
Пролог:
Вы изучили Регламент,
отважно посетили страшное место Административной Проверки, уплатили стартовый
взнос, получили стартовый номер, увидели себя в стартовой ведомости и ведомости
явки на ТИ. В числе прочих нужных и рекламных бумаг вам выдали (или вы
перерисовали с "образца") первую в вашей жизни СХЕМУ с загадочным
названием "ТАРИРОВОЧНЫЙ УЧАСТОК".
Что это и зачем надо? У составителя маршрутных документов (Дорожной книги и
Маршрутного листа) одна машина (а значит и диаметр колес
и точность приборов для измерения расстояния), а у вас - вовсе даже и другая
;). И поэтому там, где приборы составителя показывают 1,26 км, у вас может быть
ЧТО УГОДНО ДРУГОЕ. Как с этим бороться:
ОТТАРИРОВАТЬ ОДОМЕТР. Что это значит? Это значит последовательность следующих
действий:
Действие 1 - Приезжаете в первую точку тарировочного участка и ОБНУЛЯЕТЕ ПРИБОР
ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЯ. (т.е.
одометр)
Действие 2 - Приезжаете во вторую точку тарировочного участка и ЗАПИСЫВАЕТЕ
РАССТОЯНИЕ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЕТ ВАШ ПРИБОР ИЗМЕРЕНИЯ РАССТОЯНИЯ.
Действие 3, 4, 5…N - Приезжаете в следующую по порядку точку и повторяете
Действие 2 до тех пор, пока не доедете до конца тарировочного участка. В
последней позиции записываете расстояние, которое показывает ваш прибор.
Теперь - вычисляем ТАРИРОВОЧНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ, потому, что показания ваших
приборов наверняка расходятся с расстояниями тарировочного участка, которые
задали составители маршрутных документов.
Теперь для каждой позиции проверяем, совпадает ли показания
ДК (тарировочной), умноженные на коэффициент с тем, что показывал наш прибор.
Если точность совпадения составляет 50 - 100 метров с тем, что указано
составителем, значит можно округлить цифру до 3 знаков после запятой и
запомнить эту цифру до конца соревнования.
Пример: Составителем задано, что расстояние тарировочного участка (Sт) от точки А до точки N составляет 15,85 км. Ваш одометр показывает,
что это расстояние, которое вы честно проехали на своей машине (Sвм) равно 18,2 км. Вычисляем тарировочный коэффициент К:
Sвм / Sт = К
Для описанного случая он составит 18,2 / 15,85 = 1,1482649….
Округляем до 1,148 и пользуемся этим коэффициентом при расчетах.
ТЕПЕРЬ - От пролога к ГЛАВНЫМ ЗАДАЧАМ:
1. ЧТО считать, КОГДА, ЗАЧЕМ, КАК и какие действия предпринимать после
проведения расчетов:
ПЕРЕД СТАРТОМ
1.а. Если вы получили Дорожную Книгу ДО
старта - ВАМ СКАЗОЧНО ПОВЕЗЛО, организаторы - не звери, а люди (или неявные
садисты ;) или они просто не подумали, или это все неспроста и надо ждать
подвоха уже в ближайшее время). Потому, что это означает, что вы можете
сразу сделать два расчета:
1.а.1 ПЕРЕСЧИТАТЬ РАССТОЯНИЯ
Дорожной Книги с учетом тарировочного коэффициента. Что это означает на
практике? А то, что вы тупо берете каждую цифирь в крайней левой колонке
(расстояние от КВ (n) до следующей позиции) и
умножаете на тарировочный коэффициент "К". И вписываете полученное
значение в эту же колонку. ЭТО ТО, ЧТО БУДЕТ ПОКАЗЫВАТЬ ВАШ ПРИБОР, когда вы
подъедете к этой позиции. Если этого не сделать, вы уедете не
туда уже через несколько километров и будете тщетно искать в "той самой
" точке левый поворот, стоя на прямой улице, огороженной глухими бетонными
заборами с двух сторон. ;))))
Если успеете, то после расчетов идеального времени движения (см. ниже) сделайте
то же самое (т.е. введите поправку в размере тарировочного коэффициента) для
т.н. ДЕЛЬТЫ - расстояния между двумя соседними позициями (вторая колонка
слева в Дорожной книге). Это весьма поможет при "блуждании" на
трассе, потому что, уехав "не туда", поняв это и вернувшись к
последней, правильно проеханной позиции, вы уже не можете восстановить точно
показания одометра. Единственный способ продолжать движение - "ехать по
дельте" до следующего судейского пункта КВ. Т.е. приехав в последнюю верно
пройденную точку, ОБНУЛИТЬ одометр, и дальнейшие расстояния от позиции до
позиции брать уже из 2-ой колонки слева, а не из первой, обнуляя, для простоты,
одометр в каждой последующей позиции. Если в результате вы правильно доехали до
КВ, дальше можно ехать уже по расстояниям из первой
левой колонки - до тех пор пока опять не заблудитесь ;).
1.а.2. РАССЧИТАТЬ ГРАФИК движения от КВ (n) до КВ
(n+1). Норма времени задана в Маршрутном Листе. Но, чтобы потом знать -
успеваете вы или нет в каждый момент времени, при движении по заданному
маршруту, надо проделать несколько полезных операций. Итак, берем ручку
зеленого цвета и считаем ДЛЯ КАЖДОЙ ПОЗИЦИИ (расстояние
берем из первой левой колонки ДК, где оно задано составителями, скорость - из
"шапки", где она задана как СРЕДНЯЯ СКОРОСТЬ):
t (требуемое) = S(дорожной книги) /V (средняя)
Но это вовсе не означает, что сейчас-то вы и получите время в чистом виде
;))))))). Разделив, к примеру, S(дк) = 6,52 на V(средняя)= 70,2 вы получите...
Правильно t (требуемое) = 0,09287749….. часов. Это
показание надо перевести в часы, минуты и секунды. Делается это путем нажатия
кнопки HMS на калькуляторах с функцией времени, или кнопки перевода в
"градусы, минуты, секунды" на инженерных калькуляторах. Тем же, кому
не повезло, и кто таких кнопок на калькуляторе не завел, предстоит проделать
еще 2-3 увлекательные операции:
Целая часть t(требуемое) - это часы. Записываете цифру (в нашем примере это
"0"), вычитаете, оставляя дробную часть t(дробное 1).
Оставшуюся дробную часть t (дробное 1) умножаете на
60. Получаете минуты t(мин) =5,5726…. Записываете рядом с уже имеющимся
временем в часах (у нас это "0" ) целую
часть (у нас это "5"), оставляя дробную часть t(дробное 2).
t(дробное 2)еще раз умножаете на 60. Получаете секунды 0,5726 * 60 = 34, 35…
Целая часть - секунды.
Получится ТРЕБУЕМОЕ (расчетное) ВРЕМЯ прибытия в позицию, расположенную на расстоянии
6,52 км от предыдущего КВ (n) при движении с заданной
средней скоростью на перегоне от КВ(n) до КВ(n+1) равной 70,2 км/ч.
Для разбираемого примера t(требуемое) в конечном виде будет выглядеть так: 0
часов 5 минут 34 секунды. Для движения от КВ(n) до
КВ(n+1) секунды можно отбрасывать и учитывать только часы и минуты.
Теперь вы знаете, в какое время вам следует быть в той или иной позиции при
движении от КВ до КВ. А, значит, двигаясь по трассе,
вы можете контролировать скорость передвижения и включать голосовой привод
управления автомобилем ;)) (сообщать пилоту, что надо делать - выбирать
опоздание или уменьшать опережение).
УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧИ (N1)
Организаторы
- люди органиченные ;). Правилами Дорожного Движения. Это налагает
ограничение и на участников. Контроль выполнения таких ограничений
осуществляется по-разному. Можно посадить в кусты сотрудника ГИБДД,
вооруженного радаром. Но это дорогостоящий способ контроля, косвенным образом
способствующий двусторонним злоупотреблениям ;))). Поэтому организаторы вводят
на отрезке пути от КВ до КВ пункты ВКВ. Загадочная
аббревиатура расшифровывается как Внезапный Контроль Времени. Задача такого
судейского пункта - отлов "низколетящих истребителей". На этот
судейский пункт можно опаздывать, но сильно опережать нельзя. Права человека все-таки не окончательно попираются в ралли 3К ;) и
вам дается возможность, проехать чуть быстрее, с тем, чтобы использовать
разницу, вызванную опережением для различных столь естественных надобностей ;).
Вся хитрость в том насколько быстрее вы можете ехать. Принцип льготы ВКВ
в том, что при движении по маршруту соревнования в неких точках пространства, в
которые вы прибываете через каждые 10 минут движения в расчетном режиме (см.
расчет графика движения от КВ(n) до КВ (n+1) ) вы
получаете разрешение опережать этот график движения на 1 минуту. Регламент
точно определяет с какого момента начинается отсчет
льготы - с нулевой или с первой. Во втором случае льгота наступает на 11
минуте, в первом - на 10 минуте.
УСЛОЖНЕНИЕ ЗАДАЧИ (N2)
Вы
думали, на этом ваши трудности закончились? ;))). Оставьте, право, составитель
трассы - законченный садист в душе. И с упоением усложняют вашу и без
того тяжелую жизнь (особенно, если вы с детства ненавидели математику, физику и
прочие естественные науки), устраивая ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ (ДС).
ДС - это отрезки пути внутри КВ, которые надо
проезжать в ДРУГОМ РЕЖИМЕ, с ДРУГОЙ СРЕДНЕЙ СКОРОСТЬЮ, отличной от СРЕДНЕЙ
СКОРОСТИ движения от КВ (n) до КВ (n+1).
Рассмотрим расчет графика движения по таким ДС, как РД, РГ, РУ. Потому, что
остальные ДС подразумевают "валилово".
Обычно средняя скорость на РД задается в колонке "примечания" от
старта ДС. Так как финиш РД в Дорожной книге не указывается, то просчитывать
надо график движения как минимум по всем позициям
учитывая все смены скорости (если на РД есть длинные прогоны 5-10 и более км,
желательно просчитать график движения, "разбив" эти перегоны на
километровые отрезки - тогда яснее будет картина
"опережения-отставания" от графика).
Средняя скорость в Дорожной книге может задаваться несколькими
способами:
(1) "V=NNкм/ч"
(2) "V=ПДД" (как вариант может быть "V=100% ПДД")
(3) "V=XX%ПДД".
Это значения средней скорости, которую должен выдерживать экипаж на данном
отрезке пути. Т.е., например, от позиции 1 до позиции 9, где прописано
изменение скорости. Или до финиша данного ДС, если изменений скорости нет ни на
дороге (тут надо внимательно смотреть на знаки, ограничивающие скоростной
режим), ни в Дорожной Книге. Как только произошло изменение скорости, например,
в позиции 10 Дорожной Книги, то с этой позиции до следующей, например 12, где
идет очередная смена скорости, график движения рассчитывается уже исходя из
новой, заданной в том или ином виде, скорости.
Итак, понуро опускаем глаза в Дорожную книгу, с тяжелым вздохом берем
калькулятор, красную ручку и …. ;)
Рассмотрим подробнее три случая задания скорости на ДС и разберемся, что надо
делать в каждом из этих случаев:
o Случай (1) - скорость со старта ДС "задана в явном виде". Т.е. во
второй справа колонке (раздел примечания) рядом со знаком, обозначающим старт
ДС, задано, например "V(дс)=65 км/ч". Все просто. Выполняете
вычисления, которые я описала выше, т.е. делите
расстояние из левой колонки S2(дк) (первая позиция после старта), на заданное
значение средней скорости на ДС V(дс), т.е. на "65". Потом -
следующее значение S3(дк) на V(дс), т.е. на 65 и так далее, если скорость не
меняется. Каждый раз вы получаете время прибытия в
следующую позицию начиная от старта. Приводите его к значению "часы,
минуты, секунды", тем же самым способом, что и для движения от КВ до КВ, записываете эти значения рядышком с зелеными
цифирьками красным цветом. Вы получили РАСЧЕТНЫЙ ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ на ДС по всем
позициям. Такой алгоритм справедлив для случая, когда старт ДС совмещен с КВ и отсчет расстояния начинается с 0. Эта же задача может
быть усложнена тем, что КВ и старт ДС являются
НЕСОВМЕЩЕННЫМИ (см. определение в Регламенте). Тогда в расчете должно
фигурировать пересчитанное расстояние до позиции. Оно вычисляется путем
вычитания километража от КВ до старта ДС из каждого
значения расстояния, записанного в левой колонке Дорожной Книги, начиная с
первой после старта ДС позиции.
По тому же принципу рассчитывается график движения на РГ и РУ, только V(дс)
участникам приходится вычислять самостоятельно. Для этого из Маршрутного листа
берется длина РГ (РУ) и делится на норматив (временной, обычно обозначается
t(дс) ), также задаваемый в Маршрутном листе для
данного ДС. Для этих двух типов ДС вычисления графика движения нужно делать до
финиша ДС, который обозначен в Дорожной книге..
Вернемся к расчету РД и усложним задачу, а именно введем ИЗМЕНЕНИЕ
средней скорости движения на ДС. Например, в позиции m(дк) скорость V(дс) стала
не 65, а 70. С того момента, как это произошло, для расчета времени прибытия в
каждую следующую позицию (m+1, m+2, и т.д.), в качестве расстояния Sn(дк)
необходимо брать значение ДЕЛЬТЫ между двумя последующими позициями ДК, (т.е.
дельту m+1, m+2…). В результате каждый раз получаете время, за которое вы
должны добраться с изменившейся средней скоростью от предыдущей позиции до
следующей - t(позиции…).
РАСЧЕТ ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ на ДС производится в этом случае так:
Дельта (m+1) /Vдс = t(позиции m)
Дельта (m+2)/Vдс = t(позиции m+1)
t(позиции m) + t(позиции m+1) = t m+1(прибытия в позицию m+1 СО СТАРТА ДС).
tm+1 - это время движения от старта до позиции m+1. Его
записываете красной ручкой в ДК и стараетесь выдерживать по мере возможности
;))) включением "голосового привода" управления автомобилем, т.е.
попросту орать пилоту "ВАЛИ!!!, ОПАЗДЫВАЕМ НА 2 СЕКУНДЫ" или
"САЖАЙ!!! УЖЕ ОПЕРЕДИЛ НА ПОЛЧАСА!!!"
;))))). В соответствии с вашими указаниями, пилот или увеличивает, или
уменьшает скорость, чтобы выбрать опоздание или уменьшить опережение. Вообще говоря, это занятная штука - управление машиной при помощи
голоса, вы не находите? ;))))))))) Можно развлекаться так всю гонку, изводя
пилота. Правда на финише, если доедете, он может сквитаться, поэтому
шлем лучше оставить ;). До подведения результатов и награждения ;))))))).
o Случай (2) - скорость со старта "задана в неявном виде", например
"V(дс)=ПДД". Значит надо внимательно смотреть (или
надо было внимательно смотреть раньше ;)) ) по сторонам в поисках прячущихся в
кустах знаков ограничения /изменения скоростного режима. Сами будете
виноваты, если пролетите мимо оторвавшегося наполовину указателя начала
населенного пункта "дер. Гадюкино", который предписывает вам,
невзирая на свой жалкий вид, сменить скорость до положенных
60. И лучше послушаться. И уж обязательно - запомнить это требование
ограничения скорости, ибо, не сделав этого, вы не знаете с какой скоростью вам
начинать двигаться со старта - 90км/ч, 60 км/ч, 40, 50, 20, 5…
В результате, поехав "наобум" непременно привезете опережение
или опоздание на ближайший судейский пункт. И получите свою законную
пенализацию. (См. и суммируй размеры пеназилаций за ПДД,
опережение, опоздание и т.п. в таблице пенализации Регламента) ;))).
РАСЧЕТЫ в этом случае делаются так же, как и в усложненном варианте случая 1.
Надо научиться делать вычисления быстро, чтобы можно было брать значения
расстояния и скорости "с дороги", если в Дорожной Книге не указана
позиция, в которой происходит смена скорости, или это "слепая
позиция" (т.е. позиция, в которой не указан километраж). В таких случаях
километраж берется с одометра и делится на тарировочный коэффициент
"К", а значения скорости берутся с круглых знаков ограничения
скорости или знаков начала /конца населенного пункта. Если не
читали ПДД ;)) и не знаете, как выглядят такие знаки, то спросите пилота - он
наверняка когда-то читал и, скорее всего, знает. И еще одно: составителю
может прийти фантазия ВВЕСТИ ограничение скорости в чистом поле. И вам, скрепя
сердце, придется ехать с той скоростью, которую он захотел там назначить.
o Случай (3) - скорость не просто "задана в неявном виде", но еще и
"в % от ПДД". Т.е "V(дс)=ХХ% ПДД"
Это особо изощренный вид издевательства над штурманом, предполагающий, что он :
(а) видел последний знак ограничения скоростного режима;
(б) помнит, как он выглядел и что там было написано
(включая фон ;)));
(в) может быстро вычислять % соотношение;
(г) успел-таки сообщить результат вычислений пилоту до
следующего поворота или дорожной развязки ;)), а не впал в ступор после п. (а)
или (б) ;)))).
Если штурман сумел выполнить все перечисленные пункты, то он достоин
награждения доской почета ;) и пилот просто обязан пожизненно кормить его,
поить и финансировать ежегодную установку его бронзовых бюстов на исторической
родине ;).
РАСЧЕТ в этом случае дополнительно осложняется вычислением той скорости,
которую необходимо выдерживать, т.е. то самое процентное соотношение
Vзнака * ХХ (число процентов) / 100 = V(дс
вычисленное)
Рассмотрим пример. В Дорожной Книге в позиции m написано V=70%ПДД, вы в
населенном пункте, значит, максимальная скорость равна 60 км/ч. Стало быть
скорость должна быть 60*70/100 = 42 км/ч .
Разобравшись с этим можно дальше продолжить вычисления и записи красной ручкой
по уже описанной схеме, не забывая каждый раз смотреть, КАК ЗАДАНА СЛЕДУЮЩАЯ
СМЕНА СКОРОСТИ.
Ну что, все всЁ поняли? Если нет - возвращаемся в начало. Если поняли -
продолжаем погружение.
Теперь, когда стало (надеюсь ;)))))) более-менее ясно ЧТО можно сосчитать,
КОГДА , ЗАЧЕМ и КАК, на что обращать внимание при
расчетах, переходим к разделу
"МАЛЕНЬКИЕ ПОДЛОСТИ и БОЛЬШИЕ
ГАДОСТИ, приготовленные ЗАБОТЛИВЫМИ СОСТАВИТЕЛЯМИ Дорожной Книги".
ПОДЛОСТЬ N1. Вам дают Дорожную Книгу В МОМЕНТ старта - смиритесь со своей
тяжкой судьбой, потому, что ВСЕ действия п. 1.а. вам придется делать ВО ВРЕМЯ ДВИЖЕНИЯ. Т.е. в этом случае
разумнее сообщить пилоту расстояние до следующей позиции, а то и до 2-3
позиций, описать, как они выглядят в Дорожной книге (см. предыдущую статью о
том, как диктовать позиции пилоту) и положиться на его знания ПДД и
внимательность к знакам, встречающимся по дороге. Пилот
должен быть в этой ситуации нежен и сговорчив, потому, что раздраженный
(расстроенный, растерянный) штурман может вести себя некоторое время неадекватно
и даже опасно.. ;). Лучше оставить его в покое - пусть соберется с мыслями и
считает. Вам же лучше будет… ;)
ПОДЛОСТЬ N2. Если при движении по маршруту вы въехали в населенный
пункт, обозначенный знаком "дер. Гадюкино" ,
а при выезде из него (когда дома, заборы и курятники закончились) НЕ БЫЛО
УКАЗАТЕЛЯ "конец населенного пункта "дер. Гадюкино"", то
это означает, что ОН И НЕ ЗАКАНЧИВАЛСЯ. И, даже если вокруг уже давно нехоженые
медведями поля и глухой лес, надо все равно медленно и печально соблюдать скоростной
режим, предписанный предыдущим знаком "начало… дер. Гадюкино"",
т.е. все те же 60 км/ч (или ХХ % от 60 км/ч и т.п.). Список подлостей зависит
от извращенности ума и наличия отсутствия жалости у составителя Дорожной Книги
и может быть продолжен бесконечно в рамках ПДД, толкование которого сравнимо
только с толкованием законов, а, как известно количество толкований законов
ограничивается только количеством юристов.